Дети в туризме. Точка зрения.

Как мама подрастающего сына, как врач по роду деятельности и турист по образу жизни я всегда пользуюсь возможностью, даруемой мне обстоятельствами, вычленять из происходящего вокруг меня новые знания и систематизировать их на пользу себе и, возможно, потомкам. А может когда-нибудь, накопив эдак пару томиков подобной макулатуры, повезет, и напишу на эту тему более менее научно-популярный труд.

Как Вы уже догадались из заголовка, речь пойдет о детях, растущих (регулярно пребывающих) в туристическо-походной среде. Не претендую на роль первопроходца в данной теме, но как говорится "мнение каждого разумного человека априори обладает особой ценностью". Все мои знания и наблюдения, сделанные в первую очередь на непосредственном примере изучения развития моего сына (его, кстати, зовут Тимур), будут приведены в форме своеобразного дневника, отражающего каждые последующие ступени развития ребенка и особенности влияния на это развитие естественно-активной среды (назовем этим термином естественные внегородские условия, в коих ребенок может свободно проявлять все виды своей как физической так и умственной активности).

На этом научного занудства, думаю достаточно, перейдем к делу :)

П.с: Новые разделы дневника будут размещаться по следующей временной логике: в хвосте поста будут оставаться самые ранние публикации (соответственно самого младшего возраста), а каждый новый пост будет расти вместе с моим сыном. Больше информации о нас и наших детских мероприятиях можно почерпнуть здесь https://vk.com/kosterok_52

На дворе осень 2016г. Тимуру 2,5 года.

Друзья, давненько я не писала о детях...

Летний сезон разъездов прошел и пора исправить эту оплошность. Тимуру сейчас 2,5 года и я расскажу немного о его достижениях за прошедшее лето. С начала весны Тимур побывал на сплавах по нашим рекам (что стало для него любимой традицией), на Алтае у подножия г.Белуха, на соленом озере Баскунчак в Богдинско-Баскунчакском заповеднике, на барханах Калмыкии, в горном районе Архыз Кавказского хребта, прокатился по кавказскому побережью Черного моря. Как и все любимые дети, с которыми не хочется расставаться, Тимур сопровождал нас и на отдыхе и на работе. Наша жизнь сложилась так, что в осенне-зимние месяцы Тимур "учится на дому", а летом закрепляет полученные знания и навыки в полевых условиях и через прямые ощущения.


Что дает 2-ух годовалому ребенку длительное активное пребывание в естественной среде с элементами туризма? (подчеркиваю "длительное", поскольку у каждого ребенка есть период адаптации к новым условиям и этот период наименее эффективен для продуктивного познавания. Маленький Человек должен успеть переключиться на новую "точку комфорта" и только после этого начинает впитывать в себя все происходящее. Для одних это часы-дни, для других недели). Мои личные выводы:

1. Ребенок учится самостоятельности. Именно учится, поскольку с мамой 2-ух летнего ребенка все еще многое связывает. Учится не бояться и не лениться сделать САМ. Этот процесс проходит быстрее, полноценнее и с большим интересом ребенка, если происходит в природной туристской среде. Причины просты: Большое разнообразие натуральных кинестетически приятных объектов (камни, песок, листья, снег, вода, дерево и пр.), которыми можно играть самому (строить, ломать, лепить, сортировать и пр.). В туристической группе есть кому показать свое творчество для оценки (в 2 года растет авторитет окружения родителей и важность их оценки. Это закладывает фундамент в самооценку будущего взрослого человека),


2. Ребенок строит отношения с социумом. Здесь особенно важна регулярность и длительность нахождения в социуме (в определенной группе людей, взрослых/детей, не менее 1 недели). Общаясь ребенок учится доверию, управлению своими эмоциями по отношению к людям, в частности управлению агрессией (это крайне важно для мальчиков в переходный 2-3ех летний период), инстинктивно подражая взаимодействиям взрослых познает понятия взаимовыручки и дружбы, отрабатывает навыки жизнеобеспечения, наиболее безболезненно проходит период психологического отделения от матери (мама рядом, но есть еще и куда более интересные новые люди),


3. Ребенок совершает скачок в своем речевом развитии. Причины просты. В группе людей, находящихся вместе на одном маршруте длительное время, говорят много, на интересные темы, чаще всего эмоционально. Это речевой аттракцион, который очень привлекает ребенка и подстегивает к развитию, тем лучше, чем чаще взрослые пробуют включить малыша в свой разговор. Постоянные манипуляции руками в игре с различными предметами (а именно это в основном и происходит в походе) подстегивают развитие речевых зон мозга,


4. Ребенок тренирует память и набирает словарный запас. Запомнить имена всех участников группы, все виды объектов рельефа, природных явлений, флоры и фауны, названия часто повторяемых действий и многое другое - все это, в условиях постоянного интереса к меняющейся обстановке, мгновенно усваивается. 5. Ребенок физически развивается. 24 часа активности на свежем воздухе, профилактика любых заболеваний, наработка ловкости рук при практически постоянном их задействовании, силы и выносливости ног и гармоничное развитие скелета. Вы сразу заметите результат.


Ну и последнее, но немаловажное, от всего этого процесса получают кайф и сами родители. Счастливый и гармоничный ребенок растет в счастливой семье, где живут искренние эмоции и неподдельная заинтересованность жизнью!


Весна-лето 2015г. Свой первый сознательный день рождения (1 год) Тимур встречает в Архызе.

Для тех, кто еще сомневается....или как поход упрощает жизнь МАМАМ. 1. В походных условиях ребенок нон стоп находится в природной среде, к которой по воле своих инстинктов ежедневно стремится. Не нужно по нескольку раз на день таскать коляску с 4-го этажа, тренируя бицепс одной руки коляской, а другой висящим под мышкой чадом и вечером отговаривать себя от повторного забега, надеясь на плохую погоду. Нет необходимости бегать за стремящимся на волю ребенком с кучей одежды и улюлюкая пытаться впихнуть его в подгузник. Достаточно просто вылезти из спальника, расстегнуть молнию палатки и ты гуляешь - хочешь ты этого или нет.))))


2. Продолжая тему подгузников - их использование сводится к минимуму. Можно ограничиться одним на ночь. Это, сами понимаете, и экономия бюджета и комфорт любимой вами маленькой попы. Никто не посмотрит на вас с укором, когда вы пристраиваете ребенка под ближайший кустик. При жаркой погоде можно позволить карапузу голопопо-закаляющие процедуры. 3. В походных условиях вы легко приучите ребенка к взрослой еде, без домашних кулинарных пыток и капризов. Просто потому, что у вас и у вашего ребенка не будет иного выбора - вы не попрете с собой кучу баночек и смесей и вряд ли станете готовить своему любимцу отдельный стол, а ребенок, в свою очередь, нагуляв аппетит на свежем воздухе, будет жадно открывать рот на любое предложенное вами яство.


4. У вас появится Свободное Время, и не только, когда ваш ребенок спит! Вам не придется тащить с собой чемодан игрушек, ломать голову над играми и развлечениями. Природа станет вашему ребенку хорошей нянькой и вы даже не заметите, как чадо забыло о вашем существовании среди песка, листиков, палочек, жучков и прочей лесной прелести....не навсегда конечно и не без наблюдения со стороны, но все же. Капризничать будет просто некогда и не интересно.


5. У вашего ребенка, и у вас в том числе, появится долгожданная возможность полноценно выспаться. Не секрет, что для здорового глубокого сна организму, и в частности мозгу, необходимо устать и хорошо насытиться кислородом - условия, сполна присутствующие в походе и сложно достижимые в городе. Из личного опыта: Посидеть спокойно с гостями после 9-ти вечера дома - мечта, разбивающаяся о необходимость каждые 20-30мин успокаивать крики и метания, в походе - вновь обретенное чувство умиротворения ночных бдений у костра часами. Особенно актуально для маленьких детишек (с 6-ти до 12-ти месяцев), когда идет процесс созревания физиологического режима сна.

Первый год жизни и первые шаги в неведомое, но жутко интересное!

Нужно ли идти в поход с годовалым ребенком???? Преследую цель ответить на все, уже заданные мне в разных формулировках вопросы на подобие "Чего на реку с комарами то тащить, во дворе песочницы не нашлось?",

"А как же грязь, земля, насекомые, холодные ночи в палатке...ведь за всем не усмотришь и не защитишь?",

"А если что серьезное случится - как тогда, больницы нет рядом!" и утверждения в роде "Это вам, родителям, приспичило, а ребенку ваши походы совсем не нужны и не запомнит он ничего! Не могли подождать пару лет!" Мнение сугубо личное, хоть и приправленное медицинским профессионализмом, а потому субъективное и не претендующее стать истиной.


Начну с основного и бесспорного факта: ребенок до 1,5 лет существует в своего рода симбиотических отношениях с матерью и к концу первого года только учится делать первые несмелые шаги по отделению, шаги к самостоятельности. Симбиоз - единый содружественный организм, части которого цельно взаимосвязаны. Дискомфорт матери, как бы она его не скрывала, обязательно скажется на ребенке, его комфорте и полноценном развитии, и наоборот. Логика проста. Если мама прирожденная домохозяйка, в лучшем смысле этого слова, и испытывает полное удовлетворение от летних каникул с ребенком в песочнице или на даче + еще и обладает усердием и энтузиазмом для проведения развивающих игр - поход не обязателен. При должном умении все жизненные ситуации и навыки можно смоделировать в играх, не выезжая за пределы города, двора или садового участка, или выезжая изредка в хорошую погоду на денек-другой. Другая ситуация, когда мама, в силу своей особой психической конституции и врожденно-приобретенной туристической зависимости, испытывает эмоциональный дискомфорт от посиделок на "одном месте" и жажду странствий. В данной ситуации, при условии отсутствия грубых патологий у ребенка, в поход идти можно и нужно. Однако, соизмеряя свои возможности и возможности психической адаптации конкретного ребенка. Именно "психической", т.к физически все здоровые дети уникально адаптированы к любым факторам окружающей среды и способны выдержать соизмеримо более сильные нагрузки, чем взрослые. Да, во многом, мама делает это для себя, но ребенок от этого только выигрывает. Он получает довольную маму, которая с лихвой возвращает ему целый букет положительных эмоций, энтузиазма, игр и общения, а что еще нужно ребенку для полноценного и интересного развития! Кроме всего прочего есть еще и масса дополнительных факторов аутдор-отдыха с детьми, таких как фактор положительного имунного и психо-физиологического стресса, факторы воздействия чистой природной среды и аудиально-визуально-кинестетической стимуляции, закладки воспитания на основе проработки здоровых инстинктов, взаимодействие в разновозрастном коллективе и многое другое... об этом можно написать целую книгу и, наверное, не одна уже написана. :)


:) https://vk.com/kosterok_52 (:


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2023 Имя сайта. Сайт создан на Wix.com